Внутренняя борьба
Второе поколение Skoda Superb способно подбить на измену даже самых преданных поклонников марки Volkswagen.
На ключевом для концерна VW европейском рынке Skoda играет роль догоняющего бренда. Это значит, что локомотивом продаж выступают немецкие марки Volkswagen и Audi, а испанский SEAT и чешская Skoda – это, так сказать, сателлиты, у них и продажи поменьше, и модельный ряд пожиже. Чтобы подтянуться к лидерам, приходится придумывать что-то эдакое, привлекающее внимание. Так, двумя годами ранее сотрудники Skoda разработали необычный 2-объемный компактвэн Roomster, аналога которому в других отделениях VW просто нет. Теперь эстафету новаторства перехватил хэтчбек Е-класса Superb, причем подобного рода продуктов нет не только у коллег по концерну, но и вообще ни у кого в мире.
Замаскированная практичность
Дело в том, что Skoda Superb – это не совсем обычный хэтчбек, а, так сказать, хэтчбек по требованию. То есть выглядит Superb как обыкновенный седан с характерной ступенькой багажника, и даже если этот багажник открыть, то вверх поднимется только нижняя часть багажной двери, которая заканчивается на уровне поясной линии. А если нажать на кнопку под дверью, ту, что чуть правее центральной, зажужжит механизм сочленения, и через пару секунд дверь можно будет открыть целиком. Уникальная 2-ступенчатая багажная дверь, получившая название Twindoor, запатентована компанией Skoda, так что вряд ли стоит в ближайшем будущем ждать аналогичных у конкурентов.
Пользу от Twindoor переоценить сложно: например, зимой при загрузке не особо крупных предметов можно открывать только «седанную» часть, чтобы не выстуживать салон. Впрочем, не только зимой: вряд ли владельцам хэтчбеков так уж часто нужен максимальный объем багажника (1670 VDA-литров) и гигантский проем доступа к нему, в подавляющем большинстве случаев можно вполне обойтись минимальным объемом (565 VDA-литров) и половинкой багажной двери. Twindoor положительно влияет и на имидж машины: «хэтчбек бизнес-класса» – словосочетание для российского потребителя не самое привлекательное и звучит как-то сродни «авоське класса люкс». Большая легковая машина в нашей стране должна быть только седаном, и Superb де факто будет им большую часть жизни, лишь в случаях необходимости проявляя практичную сущность настоящего хэтчбека.
Замаскированные просторы
Удивительное дело, при колесной базе 2761 мм не кажущийся внешне великаном Superb предлагает на задних сиденьях простор, сравнимый с VW Phaeton! Чешские компоновщики постарались на славу, но осложнили задачу дизайнерам. Внешность Superb вызывает противоречивые отзывы: некоторые считают корму автомобиля перетяжеленной, а крышу слишком длинной; другие говорят, что необычные пропорции делают облик Superb самобытным. Так или иначе, Superb теперь не напоминает слегка увеличенный VW Passat и воспринимается как совершенно самостоятельный автомобиль. Собственный стиль чувствуется в каждой детали, но особенно в фарах сложной формы с выгравированной в рефлекторах поворотников надписью Superb – этот элемент дизайна разработчики собираются сделать фирменным для всех новых автомобилей Skoda. Фары, кстати, «умные»: они не только могут заглядывать в повороты, но и приподнимать световой пучок над дорогой с ростом скорости, а также адаптироваться для езды по дорогам с левосторонним движением.
Интерьер у Superb тоже оригинальный, родство с VW дает знать о себе лишь в единичных и не самых заметных деталях. А вот качество материалов отделки общекорпоративное, высокое, на ум приходят сравнения даже не с Volkswagen, а с Audi – настолько солидное впечатление производят кожа, пластик, прецизионные клавиши и выверенные усилия на органах управления.
Диапазоны регулировок кресла водителя огромны, усесться с комфортом за рулем сможет даже великан, причем в любом случае останется приличный запас пространства для ног задних пассажиров. Единственное, что может не понравиться в этом автомобиле водителю, – ограниченная обзорность назад: окно хитрой багажной двери само по себе невелико, да еще сильно наклонено назад и окружено толстенной рамкой. Понимая, что разглядеть сквозь него много не удастся, разработчики оснастили машину очень крупными наружными зеркалами.
Замаскированная мощность
Линейку двигателей, предназначенных для установки на Superb, открывает бензиновый мотор с рабочим объемом 1,4 л. Скажем честно, нужно иметь изрядную смелость, чтобы предложить такой маленький двигатель на машине бизнескласса. Понятно, что речь идет о достаточно мощном (125 л.с.) и современном агрегате c аббревиатурой TSI, оснащенном турбонаддувом, но все-таки маленький моторчик на большой машине – это как-то не комильфо. Российское представительство Skoda, впрочем, возлагает основные надежды на более мощный двигатель – объемом 1,8 л, но и он кажется слишком маленьким, хотя и развивает внушительные 160 л.с. А дальше в гамме бензиновых агрегатов остается только топовый 3,6-литровый VR6 мощностью 260 л.с. Между ним и 1,8-литровым мотором пустота...
Что помешало поставить на Superb имеющийся в арсенале Volkswagen 2-литровый двигатель мощностью 200 л.с., который был бы для такой машины оптимальным? Возможно, корпоративная субординация: боссы VW прекрасно понимают, что Skoda создала крайне привлекательный продукт, который при цене модели Passat предлагает больше места на заднем сиденье и необычную концепцию багажника, и чтобы хоть как-то упразднить ненужную конкуренцию на рынке коллег по концерну, Superb лишили столь востребованного им 2-литрового двигателя.
Зато ассортимент дизельных двигателей перекочевал с Passat на Superb в полном объеме, но в Россию ввиду слабой популярности дизельных машин специально для энтузиастов будет поставляться только самый мощный 2-литровый агрегат, развивающий 170 л.с.
По коробкам передач расклад следующий: базовый 1,4-литровый двигатель будет поставляться в паре с 6-ступенчатой «механикой», тогда как для 1,8-литрового бензинового мотора и 2-литрового турбодизеля можно заказать роботизированную коробку DSG, 7- и 6-ступенчатую соответственно. Двигатель VR6 поставляется в комплекте только с 6-ступенчатой DSG. Получается, что классических гидромеханических «автоматов» на Superb не будет. Хорошо это или плохо? Многие хвалят современные роботизированные коробки с двойным сцеплением и справедливо считают, что по плавности и скорости переключений они не уступают гидромеханическим «автоматам», зато быстрее и точнее реагируют на газ, чем доставляют неописуемое удовольствие азартным водителям. Есть лишь одно но: ползущий режим в пробках. Гидромеханика всегда обеспечит мягкое троганье с места, достаточнолишь отпустить педаль тормоза, а DSG даже при малейшем уклоне не сдвинет машину с места, и вам, чтобы продолжить движение, придется давить на газ, причем крайне аккуратно, чтобы, не дай бог, не догнать впереди ползущий автомобиль. Стоит ли говорить, сколько раз придется проделывать эту операцию в городе Москве с ее хроническими заторами на многочисленных эстакадах?
Очевидный комфорт
Ездовую презентацию машины компания Skoda решила устроить в Австрии, в отчаянно живописных предгорьях Альп. Большая часть маршрута пролегала по идеально гладким, но узким (по одной полосе в каждую сторону) дорогам, на которых, если упираешься в какой-нибудь туристический автобус, приходится тащиться за ним километров эдак тридцать, пока, наконец, не появится легальная возможность для обгона. В общем, мест для более-менее быстрой езды было немного, но Superb, честно говоря, к такой езде и не сильно располагает. Его рулевое управление достаточно информативно, а шасси демонстрирует безупречную курсовую устойчивость, но водительский азарт тонет в щедрой шумоизоляции и великолепной плавности хода, которые словно отнимают у вас несколько каналов восприятия дорожной реальности, необходимых для быстрого пилотирования. В сущности, так и должен вести себя образцовый седан бизнескласса, если это, конечно, не спортседан типа Audi S6, но до звания спортседана Superb недотягивает по мощностным показателям.
Версия с бензиновым двигателем 1.8 TSI и МКП, на которой удалось поездить в начале тест-драйва, органично вписывается в динамичный западноевропейский поток, но не более того: для интенсивного разгона приходится активно переключать передачи и раскручивать двигатель до максимальных оборотов. Можно, конечно, купить версию с 7-ступенчатой DSG, которая будет это делать за вас, но динамики не прибавится. Машина с 6-цилиндровым мотором заметно шустрее и к тому же имеет привод на все колеса (подключением задней оси заведует муфта Haldex), но говорить о спортивном характере здесь все равно не приходится, просто запас мощности наделяет уверенностью при обгонах и гарантирует стремительное восхождение по Гросглокнерхохальпенштрассе и другим менее легендарным серпантинам.
Неочевидные перспективы
Редкий автомобиль оставляет после первой поездки столь цельное и однозначно хорошее впечатление – чехи сделали замечательную машину, возможно, лучшую в бизнес-классе, точнее в той его части, что находится за пределами премиум-сегмента. Беда в том, что в Европе за этим пределом машины бизнес-класса практически не продаются, уникумы типа Peugeot 607 и Lancia Thesis влачат жалкое существование, а японские производители Nissan и Toyota вообще несколько лет назад в дружеском отчаянии покинули эту часть европейского рынка. У Superb, конечно, есть внутрикорпоративные резервы, а именно потенциальные покупатели близкого по стоимости Volkswagen Passat и дешевых версий Audi A6, которые могут соблазниться ценой и размерами Superb, но концерну VW от таких внутренних брожений нет никакой пользы. Единственный более-менее реальный внешний конкурент для Superb в Европе – это раздавшийся до бизнес-класса Ford Mondeo, спрос на который, мягко говоря, пока далек от ажиотажного, так что много клиентов у него не отнимешь.
В России на первый взгляд будущее Skoda Superb рисуется в гораздо более жизнерадостных красках. Недорогие машины бизнес-класса пользуются у нас хорошим спросом, а главный конкурент и бестселлер – Toyota Camry – выглядит на фоне Superb откровенным ширпотребом, особенно по качеству отделки интерьера. Только Camry предлагает за эти деньги двигатель объемом 2,4 л, а Superb – нелепый 1,4-литровый моторчик. Версии с более мощными двигателями, есть почему-то стойкое ощущение, будут значительно дороже (весь прейскурант пока неизвестен, продажи стартуют только осенью). Кроме того, есть еще такое неприятное для компании Skoda обстоятельство, как массовая любовь россиян к японским брендам, местами перерастающая в патологическую привязанность. То есть, например, некоторым клиентам Toyota будет решительно наплевать на то, что интерьер Superb выполнен из гораздо более качественных, чем у Camry, материалов, и на то, что в чешской машине больше места на заднем сиденье; для них гораздо важнее национальная принадлежность автомобиля, его легендарная надежность, и с этим невозможно бороться. Остаются те же Passat и Mondeo, на их фоне Skoda Superb тоже выглядит крайне привлекательно, но на этой борьбе больших тиражей, увы, не сделаешь.
Автор: Андрей Ежов
-
Седан эпохи возрождения
Прошлый, 2007 год для «Skoda» стал годом Fabia — чехи обновили свой бестселлер и оформили задел на будущее, определив вектор дальнейшего развития бренда. Теперь же настал черед флагмана — в свет вышел новый Superb, котор ...
МКМобиль -
Бизнес-класс для масс
Седан или все-таки хэтчбек? Таким вопросом задались многие, кто впервые увидел Skoda Superb — самый мощный автомобиль чешской марки — на Московском автосалоне. Прошло полгода, а эта модель по-прежнему остается для широки ...
Auto.ru -
Чудеса геополитики
После поражения во второй мировой Японии запретили разрабатывать и производить вооружение. На первый взгляд это катастрофа для индустриального и стремящегося к независимости государства. Да еще если в стране ситуация с п ...
За рулем
Skoda Superb